Профилактика ПАВ

Профилактика ПАВ

А ВЫ ЗНАЛИ?
Современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется расширением масштабов немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. Проблема распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации рассматривается как угроза, направленная на все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства.

Эпидемиологическая ситуация усугубляется тем, что большинство потребителей психоактивных веществ составляют подростки и молодежь. Психоактивное вещество (ПАВ) — это любое вещество, которое при введении в организм человека может изменять его восприятие окружающего, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. Все ПАВ делятся в юридическо-правовой плоскости на наркотические и токсикоманические вещества. К токсикоманическим ПАВ относятся вещества, не запрещенные законом к употреблению, хранению и распространению (никотин, алкоголь, кофеин). Наркотические ПАВ – это вещества, употребление, распространение и хранение которых является противозаконным (производные дикорастущей конопли — мaрихуана, гашиш, анаша; опиоиды – героин, опий, морфий; стимуляторы – экстази, кокаин, эфедрин, эфедрон, «винт», первитин; галлюциногены – ЛСД; депрессанты – барбитураты, а также целый ряд других веществ). В каждой стране существует определённый список таких веществ, утвержденный правительством.

Распространенность употребления ПАВ среди несовершеннолетних приобрела катастрофические масштабы на всей территории Российской Федерации. Подростки употребляют ПАВ, в частности наркотические средства, практически в 7 раза чаще, чем люди других возрастных категорий.
Потребление психоактивных веществ и рост этого явления среди несовершеннолетних является серьезной не только медицинской, но и социальной проблемой.

С ростом злоупотребления ПАВ увеличивается вероятность столкновения детей 7–12 лет с наркотическими веществами, а последствия употребления наркотиков в раннем возрасте оказываются крайне серьезными. При раннем столкновении несовершеннолетних с ПАВ у них катастрофически быстро формируется установка на дальнейшую наркотизацию и одновременно блокируется личностный рост, деформируются ценностные ориентации, нарушаются семейные отношения, разрываются связи с ближайшим позитивным социумом и появляется реальная угроза оказаться в изоляции или быть поглощенными криминальными группировками.
Нередко затруднено нормативное гендерное взаимодействие с последующим образованием собственной семьи и рождением детей, а, напротив, устанавливаются устойчивые отношения с аддиктивным окружением. В целом, жизненная ситуация, в которой находится молодой человек, становится безысходной, поскольку формирующаяся зависимость от ПАВ практически прекращает социальный прогресс личности, уровень образования остаётся минимальным, затрудняется профессиональная ориентация и овладение специальностью, появляются эпизоды делинквентного поведения.

Вероятность развития зависимости от ПАВ выше у тех подростков, которые подвергаются одновременному воздействию нескольких факторов риска. Факторы риска приобщения к употреблению ПАВ дезорганизуют становление личности в её нормативных притязаниях, и тем самым препятствуют развитию так называемых нормативных личностных статусов, которые являются базовыми для формирования и устойчивого функционирования личности в стиле здорового образа жизни.

В настоящее время наиболее приемлемой представляется точка зрения, согласно которой употребление ПАВ является одновременно биологической, психологической и социальной проблемой, поскольку в процессе возникновения и формирования зависимости от ПАВ непосредственно имеют значение генетическая и психосоматическая предрасположенность, психологические особенности личности и её социальная диспозиция.
Биологические факторы риска приобщения к употреблению ПАВ:
• наследственная отягощенность;
• перинатальные и ранние постнатальные вредности;
• патохарактерологические стигмы у родителей;
• степень изначальной толерантности;
• органические поражения головного мозга;
• хронические соматические заболевания.

Психологические факторы риска приобщения к употреблению ПАВ:
• отсутствие нормативного мировоззрения (убеждения, ценности,установки, взгляды);
• несформированность нормативных личностных статусов;
• психический инфантилизм;
• имитационное поведение;
• ограниченность интересов;
• эмоционально-волевой дефицит;
• гедонизм;
• низкий самоконтроль;
• недостаточность саморегуляции;
• неадекватная самооценка;
• склонность к риску;
• тип акцентуации характера;
• эгоцентризм;
• трансформация механизмов психологической защиты;
• позитивность возникающих эффектов при употреблении ПАВ;
• безопасность в ближайшей перспективе использования ПАВ.

Макросоциальные факторы риска приобщения к употреблению ПАВ:
• отсутствие нормативного окружения и значимых лиц;
• наличие лиц с аддиктивным поведением в ближайшем окружении;
• «мода» на ПАВ;
• доступность ПАВ;
• терпимость социума;
• аддиктивные традиции и обычаи;
• конфликтные взаимоотношения;
• ухудшение социально-экономической ситуации;
• степень ответственности за употребление ПАВ.

Микросоциальные семейные факторы риска приобщения к употреблению ПАВ:
• отсутствие нормативных форм совместной деятельности;
• злоупотребление ПАВ в семье;
• противоречия между социальными нормами и поведением членов семьи;
• дисфункциональный стиль воспитания;
• неполная семья;
• наличие семейных конфликтов;
• постоянная занятость родителей.

Микросоциальные факторы риска приобщения к употреблению ПАВ в условиях ОУ:
• учебная перегрузка и академическая неуспеваемость;
• стрессовая тактика педагогических воздействий;
• конфликтные отношения со сверстниками и педагогами;
• наличие ровесников с девиантным поведением;
• одобрение употребления ПАВ в ближайшем окружении.

Потребности выступают мотивами, побуждающими к действию, а такие личностные структуры как установки, ценности, смыслы – регуляторами поведения человека. Развиваясь во взаимодействии с нормативным окружением, молодой человек постепенно приобретает здоровые (конструктивные и функциональные, способствующие нормативной адаптации) смыслы, ценности, установки и вырабатывает социально-приемлемые поведенческие паттерны.

Потребность – это неосознанный побудитель к действию и мотивированному поведению. В критические возрастные периоды детства и юности доминируют различные потребности и потребностные состояния:
1-3 года – пища, вода, физический комфорт, безопасность.
5-7 лет – общие знания, коллективное общение, двигательная активность, самореализация.
12-14 лет – коммуникабельность, самоутверждение, гендерное общение.
17-18 лет – социально-значимые знания, познание себя и окружающих, творчество, самореализация, профессиональная мотивация.

Необходимо помнить, что существует жесткая иерархия потребностей. Изначально должны быть удовлетворены первичные биологические потребности (голод, жажда, двигательная активность, половое влечение, безопасность, физический комфорт). И только затем возможно удовлетворение психосоциальных потребностей: знания, самореализация, самоутверждение, семья, общество, коммуникабельность, профессиональная деятельность. Более того, значительное неудовлетворение биологических потребностей воспринимается организмом как вызов (угроза, стресс), в результате которого происходит истощение его адаптационных возможностей и разрушение самой системы организм-личность. Таким образом, любая существующая потребность требует удовлетворения или, если удовлетворение невозможно, разрядки. Энергия неудовлетворенных потребностей создает «потребностное» психологическое и физическое напряжение, которое обладает сокрушительной разрушающей силой. Разрядкой могут являться физическая нагрузка, интенсивная деятельность, смех, плач, исповедь, аутотренинг.

Если в условиях семьи и социума не научить человека распознавать и удовлетворять свои потребности здоровыми способами, формируются, как правило, патологические способы разрядки энергии неудовлетворенных потребностей (употребление ПАВ или другие виды аддиктивного и девиантного поведения, такие как агрессивное поведение, аутоагрессия, промискуитетное поведение, поведение, связанное с неоправданным риском и т.д.). Так, например, молодой человек, испытывающий потребность в общении, страдающий от одиночества, но не умеющий строить искренние взаимоотношения с людьми, пьет для раскрепощения в компании, для знакомства с людьми противоположного пола. Основной механизм развития зависимости от психоактивных веществ и психоактивных действий: получение чувства комфорта, удовольствия без совершения реальной деятельности по удовлетворению конкретной потребности с помощью использования аддиктивных агентов. В психологическом плане аддикция начинается там, где возникает виртуальное (при помощи психоактивных действий и психоактивных веществ) замещение удовлетворения реальной потребности

(Всероссийский вебинар. О ВРЕДЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ АНТИНАРКОТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПОЗИТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Булатников А.Н., доцент кафедры наркологии Российской медицинской академия непрерывного профессионального образования Минздрава России.)

Lost your password? Please enter your username or email address. You will receive a link to create a new password via email.
We do not share your personal details with anyone.