Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Профилактика ПАВ

Профилактика ПАВ

А ВЫ ЗНАЛИ?
Современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется расширением масштабов немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. Проблема распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации рассматривается как угроза, направленная на все сферы жизнедеятельности личности, общества и государства.

Эпидемиологическая ситуация усугубляется тем, что большинство потребителей психоактивных веществ составляют подростки и молодежь. Психоактивное вещество (ПАВ) — это любое вещество, которое при введении в организм человека может изменять его восприятие окружающего, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. Все ПАВ делятся в юридическо-правовой плоскости на наркотические и токсикоманические вещества. К токсикоманическим ПАВ относятся вещества, не запрещенные законом к употреблению, хранению и распространению (никотин, алкоголь, кофеин). Наркотические ПАВ — это вещества, употребление, распространение и хранение которых является противозаконным (производные дикорастущей конопли — мaрихуана, гашиш, анаша; опиоиды — героин, опий, морфий; стимуляторы — экстази, кокаин, эфедрин, эфедрон, «винт», первитин; галлюциногены — ЛСД; депрессанты — барбитураты, а также целый ряд других веществ). В каждой стране существует определённый список таких веществ, утвержденный правительством.

Распространенность употребления ПАВ среди несовершеннолетних приобрела катастрофические масштабы на всей территории Российской Федерации. Подростки употребляют ПАВ, в частности наркотические средства, практически в 7 раза чаще, чем люди других возрастных категорий.
Потребление психоактивных веществ и рост этого явления среди несовершеннолетних является серьезной не только медицинской, но и социальной проблемой.

С ростом злоупотребления ПАВ увеличивается вероятность столкновения детей 7–12 лет с наркотическими веществами, а последствия употребления наркотиков в раннем возрасте оказываются крайне серьезными. При раннем столкновении несовершеннолетних с ПАВ у них катастрофически быстро формируется установка на дальнейшую наркотизацию и одновременно блокируется личностный рост, деформируются ценностные ориентации, нарушаются семейные отношения, разрываются связи с ближайшим позитивным социумом и появляется реальная угроза оказаться в изоляции или быть поглощенными криминальными группировками.
Нередко затруднено нормативное гендерное взаимодействие с последующим образованием собственной семьи и рождением детей, а, напротив, устанавливаются устойчивые отношения с аддиктивным окружением. В целом, жизненная ситуация, в которой находится молодой человек, становится безысходной, поскольку формирующаяся зависимость от ПАВ практически прекращает социальный прогресс личности, уровень образования остаётся минимальным, затрудняется профессиональная ориентация и овладение специальностью, появляются эпизоды делинквентного поведения.

Вероятность развития зависимости от ПАВ выше у тех подростков, которые подвергаются одновременному воздействию нескольких факторов риска. Факторы риска приобщения к употреблению ПАВ дезорганизуют становление личности в её нормативных притязаниях, и тем самым препятствуют развитию так называемых нормативных личностных статусов, которые являются базовыми для формирования и устойчивого функционирования личности в стиле здорового образа жизни.

В настоящее время наиболее приемлемой представляется точка зрения, согласно которой употребление ПАВ является одновременно биологической, психологической и социальной проблемой, поскольку в процессе возникновения и формирования зависимости от ПАВ непосредственно имеют значение генетическая и психосоматическая предрасположенность, психологические особенности личности и её социальная диспозиция.
Биологические факторы риска приобщения к употреблению ПАВ:
• наследственная отягощенность;
• перинатальные и ранние постнатальные вредности;
• патохарактерологические стигмы у родителей;
• степень изначальной толерантности;
• органические поражения головного мозга;
• хронические соматические заболевания.

Психологические факторы риска приобщения к употреблению ПАВ:
• отсутствие нормативного мировоззрения (убеждения, ценности,установки, взгляды);
• несформированность нормативных личностных статусов;
• психический инфантилизм;
• имитационное поведение;
• ограниченность интересов;
• эмоционально-волевой дефицит;
• гедонизм;
• низкий самоконтроль;
• недостаточность саморегуляции;
• неадекватная самооценка;
• склонность к риску;
• тип акцентуации характера;
• эгоцентризм;
• трансформация механизмов психологической защиты;
• позитивность возникающих эффектов при употреблении ПАВ;
• безопасность в ближайшей перспективе использования ПАВ.

Макросоциальные факторы риска приобщения к употреблению ПАВ:
• отсутствие нормативного окружения и значимых лиц;
• наличие лиц с аддиктивным поведением в ближайшем окружении;
• «мода» на ПАВ;
• доступность ПАВ;
• терпимость социума;
• аддиктивные традиции и обычаи;
• конфликтные взаимоотношения;
• ухудшение социально-экономической ситуации;
• степень ответственности за употребление ПАВ.

Микросоциальные семейные факторы риска приобщения к употреблению ПАВ:
• отсутствие нормативных форм совместной деятельности;
• злоупотребление ПАВ в семье;
• противоречия между социальными нормами и поведением членов семьи;
• дисфункциональный стиль воспитания;
• неполная семья;
• наличие семейных конфликтов;
• постоянная занятость родителей.

Микросоциальные факторы риска приобщения к употреблению ПАВ в условиях ОУ:
• учебная перегрузка и академическая неуспеваемость;
• стрессовая тактика педагогических воздействий;
• конфликтные отношения со сверстниками и педагогами;
• наличие ровесников с девиантным поведением;
• одобрение употребления ПАВ в ближайшем окружении.

Потребности выступают мотивами, побуждающими к действию, а такие личностные структуры как установки, ценности, смыслы – регуляторами поведения человека. Развиваясь во взаимодействии с нормативным окружением, молодой человек постепенно приобретает здоровые (конструктивные и функциональные, способствующие нормативной адаптации) смыслы, ценности, установки и вырабатывает социально-приемлемые поведенческие паттерны.

Потребность – это неосознанный побудитель к действию и мотивированному поведению. В критические возрастные периоды детства и юности доминируют различные потребности и потребностные состояния:
1-3 года – пища, вода, физический комфорт, безопасность.
5-7 лет — общие знания, коллективное общение, двигательная активность, самореализация.
12-14 лет — коммуникабельность, самоутверждение, гендерное общение.
17-18 лет – социально-значимые знания, познание себя и окружающих, творчество, самореализация, профессиональная мотивация.

Необходимо помнить, что существует жесткая иерархия потребностей. Изначально должны быть удовлетворены первичные биологические потребности (голод, жажда, двигательная активность, половое влечение, безопасность, физический комфорт). И только затем возможно удовлетворение психосоциальных потребностей: знания, самореализация, самоутверждение, семья, общество, коммуникабельность, профессиональная деятельность. Более того, значительное неудовлетворение биологических потребностей воспринимается организмом как вызов (угроза, стресс), в результате которого происходит истощение его адаптационных возможностей и разрушение самой системы организм-личность. Таким образом, любая существующая потребность требует удовлетворения или, если удовлетворение невозможно, разрядки. Энергия неудовлетворенных потребностей создает «потребностное» психологическое и физическое напряжение, которое обладает сокрушительной разрушающей силой. Разрядкой могут являться физическая нагрузка, интенсивная деятельность, смех, плач, исповедь, аутотренинг.

Если в условиях семьи и социума не научить человека распознавать и удовлетворять свои потребности здоровыми способами, формируются, как правило, патологические способы разрядки энергии неудовлетворенных потребностей (употребление ПАВ или другие виды аддиктивного и девиантного поведения, такие как агрессивное поведение, аутоагрессия, промискуитетное поведение, поведение, связанное с неоправданным риском и т.д.). Так, например, молодой человек, испытывающий потребность в общении, страдающий от одиночества, но не умеющий строить искренние взаимоотношения с людьми, пьет для раскрепощения в компании, для знакомства с людьми противоположного пола. Основной механизм развития зависимости от психоактивных веществ и психоактивных действий: получение чувства комфорта, удовольствия без совершения реальной деятельности по удовлетворению конкретной потребности с помощью использования аддиктивных агентов. В психологическом плане аддикция начинается там, где возникает виртуальное (при помощи психоактивных действий и психоактивных веществ) замещение удовлетворения реальной потребности

(Всероссийский вебинар. О ВРЕДЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ АНТИНАРКОТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПОЗИТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Булатников А.Н., доцент кафедры наркологии Российской медицинской академия непрерывного профессионального образования Минздрава России.)